Мы -вместе

Тематика : «Образование для всех: технологии инклюзивного образования и безбарьерная образовательная среда»

Социальная активность: 30

Команда + Вступить в команду

Описание

  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и ОВЗ) МБОУ ЦО №2 Адрес: г. Тула, ул.Галкина, д.17 тел./факс: 39-32-02 e-mail: ds74.tula@mail.ru Cпециалисты: Учитель-дефектолог: Павликова В.В.Анисимова Ю.В.Игнатьева Н.В. Педагог-психолог: Пинкальская Е.В Технические и средовые ресурсы Человеческие ресурсы Методическое обеспечение Уголок для отдыха Сопровождающий (тьютор) Коррекционно-развивающие программы Средства для сенсорной разгрузки (гамак, «лазилки», батут, тесный домик, наушники и т.д.) Специалисты, владеющие навыками работы с аутичными детьми, ОНР, ЗПР и др. сложными дефектами рекомендации по индивидуальным программам обучения и воспитания конкретного ребенка структурированность пространства и времени, визуальные опоры Пед. коллектив, доброжелательно настроенный по отношению к ребенку Возможность консультирования на месте (в ОУ) Контингент: • Обычные дети . • Дети ОВЗ и инвалиды: • - РАС; • - синдром Дауна; • - ДЦП; • - выраженные формы СДВГ; • -дети со сложными дефектами. • - эпилепсия; Фундаментальный принцип инклюзивного образования- все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути. Организация образовательной среды в ОУ, реализующее инклюзивную практику. Необходимы специальные условия для оптимального обучения ребенка с ОВЗ. Задачи нашего сада. 1. Создание уютного, комфортного пространства для всех– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности. 2. Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения. 3. Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество. 4. Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Наиболее часто встречающиеся ошибки при формировании взаимодействия между ребенком с РАС воспитателями и специалистами в ОУ. 1. Симбиоз и гиперопека, попустительство. 2. Неприятие. 3. Страх агрессии (часто ложной) у коллектива 4. Ригидность коллектива: - в удержании традиционного уклада и правил, - относительно изменений в поведении ребенка. 1. Капитулирование перед трудными детьми
  • (в первую очередь детьми с выраженным отставанием в развитии) – «все равно не выздоровеет»: - отказ от привнесения специальных игр или элементов в общие занятия, ;
  • - попытка «избавиться» от такого ребенка;
  • - дополнительная изоляция такого ребенка;
  • - попытка отправить такого ребенка «лечиться» и т.д.
  • Описание опыта педагогической деятельности учителя-дефектолога МБОЦО№2
  • Тема опыта: «Социальное развитие личности через создание ситуации в условиях детского сада». Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гу­ма­низм в об­ра­зо­ва­нии - прежде всего призна­ние самоценно­сти ка­ж­до­го отдель­но­го че­ло­ве­ка, обес­печение его внутренней и внешней сво­бо­ды В Конвенции о правах ребенка(1989г.), Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования. В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации .ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ : психолого-педагогических (п.3.2.2.),кадровых (п.3.4.3), финансовых(п 3.6.3), обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей. Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.). Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное(специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект). При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы. При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие): · принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. · принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. · принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. · принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута. · принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ Этап медико- психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы I этап - Подготовительный. Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики "команды" специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. IV этап – Деятельностный этап .Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей(законных представителей) к реализации маршрута V этап – Рефлексивный этап Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. Компоненты образовательного маршрута: • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); • содержательный ( Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); • диагностический (определение системы диагностического сопровождения); • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий). Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов. Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Алгоритм сопровождения Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей. После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка. По необходимости(изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т.д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк. В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов. В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители - активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок. Задачи маршрута сопровождения. v развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) v осуществление полноценной адаптации в группе сверстников v проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми v подготовка к школьному обучению v оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются: 1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ 2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье 3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы(ксерокопия запрашивается у родителей) 4.Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу) 5.Характеристика ребенка (заполняется дефектологом)после обследования) 8.Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем,инструктором физкультуры, логопедом) 9.Индивидуальный образовательный маршрут 10.Взаимодействие с семьей ( формы взаимодействия, содержание работы) 11.Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком) 12.Справка по результатам освоения программы за учебный год( составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед) 13.Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий) Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве
  • РЕБЕНОК с ОВЗ
  • Административное сопровождение: -комплектование групп в соответствии с решением ПМПК -создание климата психологического комфорта для детей с ОВЗ -Формирование коррекционно-развивающей среды в группах .
  • Медицинское сопровождение -осмотры детей -антропометрические измерения -Лечебно-оздоровительная профилактика -Сезонная профилактика эпидемий гриппа, ОРВИ -Участие в ПМПк ДОУ -Контроль за организацией полноценного питания -Консультирование педагогов, родителей
  • Психолого-педагогическое сопровождение
  • Учитель-дефектолог: -диагностика психических процессов, познавательной деятельности -Коррекционно-развивающая работа оснащение и оформление кабинета -консультирование педагогов, родителей -Участие в ПМПк ДОУ -Представление детей на ПМПК .
  • Воспитатели: -Педагогическая диагностика -НОД -Создание предметно-развивающей коррекционной среды -коррекционная направленность режимных моментов -индивидуальная работа по заданию учителя -дефектолога -реализация маршрута. -работа с семьями -культурно - досуговая деятельность Музыкальный руководитель: -Педагогическая диагностика -НОД по музыкальному развитию -Индивидуальная коррекционная работа(развитие голоса и артикуляции, активизация мышечного тонуса, ритмические упражнения) -Коммуникативные игры, танцы -Праздники и развлечения -Работа с семьями Педагог-психолог: -Занятия в сенсорной комнате -Консультирование педагогов, родителей по запросу -Диагностическое обследование, коррекционные занятия по запросу.
  • Логопед -Коррекционно-развивающая работа оснащение кабинета. -Консультирование педагогов и родителей -участие в ПМПк .
    Взаимодействие детей с ОВЗ с социальным окружением
  • Детская поликлиника. Реабилитационный центр для детей и подростков. Коррекционная школа вида(для детей с ЗПР) Коррекционная школа Vlll вида.
  • Центр лечебной педагогике Москва. Валеоцентр. Центр социальной помощи семье и детям
    Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат : -высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности -анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы -выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, в школах для детей с интеллектуальными нарушениями. -родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Комментарии

Комментариев пока нет.

Добавление комментария